Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Пасха. Велик день, Светлый день.


  
Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах.


По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. 
У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России, дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко, 
Выгляни в окошечко! 
Солнышко, покатись, 
Красное, нарядись! 
Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии.


Мороз или гром на первый день Пасхи 
предвещают хороший урожаи льна (Тамбовская губ.). 
Как дождь или погоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет (Пинежье). 
Кто на первый день Пасхи что-либо разобьет — умрет в тот год.




   К пасхе готовились заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед пасхой красили  в луковой шелухе. Окрашивали по 100—200 яиц. В течение пасхи их раздавали приходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись сами всей семьёй. Часть яиц приберегали для членов семьи и делили между ними поровну.

   Яйцо от первого христосования считается "наисвященейшим" и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ был убеждён, что с этим яйцом  в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.
   Крестьяне повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его «вольной» птице. При помощи пасхального яйца получают облегчение и живые от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трёх и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжёлым больным — и всю хворь с них как рукой снимет. 
   Помогает яйцо и при тушении пожаров. Но всего больше помогает пасхальное яйцо в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай. С пасхальным яйцом в Ярославской губернии искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, овцу. В некоторых местах им гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у неё была гладкой (обычно это проделывали перед первым выгоном). 


   Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа. 
   «По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным»,— писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений. 
   В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждали, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговенный творог, встать с ним у церковных дверей и держаться за дверную скобу - ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой. 
   На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце. 
   Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: 
«Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха — к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п. 
   У каждого своя корысть, и поскольку Пасха — величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнять любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали. 
   Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года. 
   Воры «употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает.» 
   Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе», надо иметь в руках винного ( пикового) туза и вместо «воистину воскрес» сказать попу «винный туз есть» - «тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать», - рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос Воскресе», сказать «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается». 
   Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад - к несчастью. 
   В первый же день пасхи по деревням попы ходят с молебном. Сначала молебен служат в отдельных избах. Перед «приходом икон» хозяева постилают на лавках переднего угла солому и ставят на неё севалки с рожью овсом и льном. 
   По окончании молебствия священник сеет по избе горсть взятого из севалки овса, который потом подбирают куры. Освящённые семена берегутся до посева: ими начинают сев в первый день. 
   После окончания молебна по избам, в некоторых деревнях начинается молебен по овинам. В деревне Непеино, когда иконы приносят на гумно, хозяин прячется в подлаз овина и на троекратный возглас священника: «Христос воскресе!» — отвечает: «Воистину воскресе» Спрятавшийся крестьянин изображает «овинника» (дух, якобы живущий в овине). После этого считается, что овинник не будет хозяину вредить. 
   
   Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением  в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. 
   Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело. 
 


   Пасхи не бывало без качелей. «Качули» (качели) устраиваются на другой день пасхи. Постановка их лежит на обязанности главным образом тех парней, которые имеют взрослых или подростков-сестёр. Материал для качелей всегда артельный: кто даёт бревна, кто верёвку, кто доску; другие помогают ставить «козлы», «слегу» встаскивать, верёвки вешать. В деревушке удовлетворяются одной качелью; в сёлах ставят — две-три. Качанье доступно для всех окружающих того околотка, где стоят качели; в другом околотке надо ожидать 
приглашения. 
   Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для  детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца ХIХ — начала ХХ в. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху. 
   «…на качелях катаются решительно все», возле них «образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами. бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками»  толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями». 
Качаясь, приговаривали: 
Подкачнуся высоко, 
Увижу далеко, 
Где мой братка гуляет, 
Червоное яйко катает. 
***
На святой неделюшке 
Повесили качелюшки. 
Сначала покачаешься, 
Потом и повенчаешься.

На горе стоят качели, 
Пойду покачаюся. 
Нынче лето отгуляю, 
Зимой повенчаюся.

Скоро Пасха придет, 
Кто нас покачает? 
Как у нонешних ребят 
Веревок не бывает!

   В разных местностях парни, качая девушек, устанавливали свои обычаи, чтобы было посмешнее. Например, в Нижегородской губ. два парня становились по краям доски, в середину садилась девушка. Раскачав девушку, парни спрашивали, кто её жених или любимый, угрожая, если она не признается, опрокинуть качели. При этом пели частушки:

На качуле я качалась, 
Веревочка порвалась, 
Я насилу тебя, залеточка, 
На качулю дождалась...

   Пасха - начало «улошнова» (уличного, публичного) веселья деревенской молодёжи, хороводов и тому подобных «игришш», происходящих на «полянках»  
   С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы. 
   На середину лужка выходит молодец — запевало и с помощью других начинает песню: 
При компаньи мало стало, 
Веселиться не с кем стало! 
Ой, братцы, мало нас, 
Ой, дружки, немножко! 
Ты, Феденька, поди к нам, 
Ехремыч, приступись! 
Ой, братцы, мало нас, 
Ой, дружки, немножко! 


и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поет: 


У Казани у реки озеро воды. 
Молодец коня поил, коня воронова. 
Коль водицу конь не пьет. 
Молодца горе берет. 
В карман ручки он сует. 
С рублик денег достает. 
С рублик денег достает, 
Краевым девкам подает. 
Одна девушка смела 
К молодчику подошла, 
С парня рубличек взяла, 
В караван гулять пошла, 
В караване на лужке 
Целоваться всем в кружке.

После этих слов играющие целуются» (Алтайский край). 


   В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающим  святочное колядование (нередко он а назывался «зеленые святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин — волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи! 
Собирайтесь до кучечки!! 
Пройдемте в тое село, 
Поздравим их с праздником, 
Их с праздником, с Христовым днем, 
С Христовым днем, красным яйцом!

В том селе лежит брусья, 
Лежит брусья тесовая, 
Тесовая дубовая. 
На том брусьи сидят мужи, 
Сидят мужи, мужи честные,

Радят раду, раду добрую: 
«Ну-те, братцы-товарищи! 
Дожидаемся мы двух праздников, 
Двух праздников веселеньких: 
Первый праздник — свет Егорий, 
Другой праздник свет Никола, 
Свет Егорий е шелковой травой, 
Свет Никола с засевочком, 
С засевочком с овсяненьким».

«Ну-те, братцы-товарищи! 
Собирайтесь до кучечки! 
Будем радить раду добрую: 
Кому у нас, братцы, запахивать, 
Запахивать и засевать?» 
- «Запахивать пану Ивану, 
Засевать его брату!» 
***
И не шум шумит, и не гром гремит,-
 Христос воскрес на весь свет! 
Идут-бредут волочебнички, 
Это не волочебнички - разбойнички. 
«Хозяинушка ты наш батюшка! 
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь? 
Подари ты нас, волочебников! 
Наши дары не велики, малы -
Пару яиц да и рюмку вина, 
Рюмку вина да кусок пирога! 
Не хочешь дарить пойдем ты с нам, 
Кий волочить, людей смешить! 
Хозяинушка наш батюшка! 
Что у твоем дворе случилося? 
Зажги огонь, сходи ты на двор. 
На твоем дворе три радости: 
Перва радость - коровка телилася, 
Друга радость - овечка ягнилася, 
Третья радость кобыла жеребилася. 
Корова телила телочку, 
Овечка ягнила ярочку. 
Все ярочки по парочке, 
Твоим дочкам на приданочки. 
Кобыла жеребила коника, 
Коника всё вороника! 
Сходи в гумно, там три праздника: 
Первый праздник - Христов день, 
Второй праздник - Егоров день, 
А третий праздник - Илья-пророк 
Он межи сжинал, стоги ставил», 
Христос воскрес на весь свет! 





Волочебникам (тут ещё волочебные песни) выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись: 
Кто не даст нам яйца - околеет овца, 
Не даст сала кусок - околеет телок, 
Нам не дали сала - коровушка пала. 

   На Пасху нередко посещала кладбища — ходили христосоваться с покойниками.  На могилах оставляли  крашеные яйца, немного хлеба и пива. 
   
   Наконец, из числа пасхальных развлечений деревенского народа нельзя также не указать на обязательное приглашение в гости кумовьёв и сватов. В этом отношении пасха имеет много общего с масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами. Но на пасху приглашают даже будущих сватов, то есть родня обручённых жениха и невесты приглашает друг друга в гости, причём, как и на масленицу, во время обеда и всякой трапезы жениха с невестой садят рядом в красном углу  и вообще делают центром общего внимания. Обычай требует при этом, чтобы жених ухаживал за невестой, но так как ухаживание это носит, так сказать, ритуальный характер, то естественно, что в нем много натянутости и чего-то деланного, почти фальшивого: 
жених называет невесту обязательно на «вы», по имени-отчеству или просто «наречённая моя невеста», сгребает руками сласти с тарелки и потчует ими девицу, а после обеда катается с нею по селу, причём опять-таки обычай требует, чтобы наречённые жених и невеста непременно катались, обнявшись за талию: он её, а она его. 
   
   В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывали в землю кости телёнка, освященного на Пасху в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града.


"Как встречают Пасху в Перми. Там Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день по утру часов в 8 или 9 утра разговляются  пельменями. Со второго дня начинают работать. В церковь ходят не многие."- Русский народ его обычаи, обряды, преданья, суеверия и поэзия. Собр. Забылиным. Москва 1880.

Комментариев нет :

Отправить комментарий