По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России, дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии.
Мороз или гром на первый день Пасхи
предвещают хороший урожаи льна (Тамбовская губ.).
Как дождь или погоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет (Пинежье).
Кто на первый день Пасхи что-либо разобьет — умрет в тот год.
К пасхе готовились заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед пасхой красили в луковой шелухе. Окрашивали по 100—200 яиц. В течение пасхи их раздавали приходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись сами всей семьёй. Часть яиц приберегали для членов семьи и делили между ними поровну.
Яйцо от первого христосования считается "наисвященейшим" и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ был убеждён, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.
Крестьяне повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его «вольной» птице. При помощи пасхального яйца получают облегчение и живые от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трёх и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжёлым больным — и всю хворь с них как рукой снимет.
Помогает яйцо и при тушении пожаров. Но всего больше помогает пасхальное яйцо в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай. С пасхальным яйцом в Ярославской губернии искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, овцу. В некоторых местах им гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у неё была гладкой (обычно это проделывали перед первым выгоном).
Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.
«По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным»,— писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.
В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждали, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговенный творог, встать с ним у церковных дверей и держаться за дверную скобу - ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой.
На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут:
«Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха — к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п.
У каждого своя корысть, и поскольку Пасха — величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнять любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали.
Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.
Воры «употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает.»
Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе», надо иметь в руках винного ( пикового) туза и вместо «воистину воскрес» сказать попу «винный туз есть» - «тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать», - рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос Воскресе», сказать «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается».
Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад - к несчастью.
В первый же день пасхи по деревням попы ходят с молебном. Сначала молебен служат в отдельных избах. Перед «приходом икон» хозяева постилают на лавках переднего угла солому и ставят на неё севалки с рожью овсом и льном.
По окончании молебствия священник сеет по избе горсть взятого из севалки овса, который потом подбирают куры. Освящённые семена берегутся до посева: ими начинают сев в первый день.
После окончания молебна по избам, в некоторых деревнях начинается молебен по овинам. В деревне Непеино, когда иконы приносят на гумно, хозяин прячется в подлаз овина и на троекратный возглас священника: «Христос воскресе!» — отвечает: «Воистину воскресе» Спрятавшийся крестьянин изображает «овинника» (дух, якобы живущий в овине). После этого считается, что овинник не будет хозяину вредить.
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
Пасхи не бывало без качелей. «Качули» (качели) устраиваются на другой день пасхи. Постановка их лежит на обязанности главным образом тех парней, которые имеют взрослых или подростков-сестёр. Материал для качелей всегда артельный: кто даёт бревна, кто верёвку, кто доску; другие помогают ставить «козлы», «слегу» встаскивать, верёвки вешать. В деревушке удовлетворяются одной качелью; в сёлах ставят — две-три. Качанье доступно для всех окружающих того околотка, где стоят качели; в другом околотке надо ожидать
приглашения.
Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца ХIХ — начала ХХ в. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.
«…на качелях катаются решительно все», возле них «образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами. бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».
Качаясь, приговаривали:
Подкачнуся высоко,
Увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает.
***
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не бывает!
На качуле я качалась,
Веревочка порвалась,
Я насилу тебя, залеточка,
На качулю дождалась...
С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.
На середину лужка выходит молодец — запевало и с помощью других начинает песню:
При компаньи мало стало,
Веселиться не с кем стало!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!
Ты, Феденька, поди к нам,
Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!
и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поет:
У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня воронова.
Коль водицу конь не пьет.
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует.
С рублик денег достает.
С рублик денег достает,
Краевым девкам подает.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла,
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.
После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).
В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающим святочное колядование (нередко он а назывался «зеленые святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин — волочебников:
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
В том селе лежит брусья,
Лежит брусья тесовая,
Тесовая дубовая.
На том брусьи сидят мужи,
Сидят мужи, мужи честные,
Радят раду, раду добрую:
«Ну-те, братцы-товарищи!
Дожидаемся мы двух праздников,
Двух праздников веселеньких:
Первый праздник — свет Егорий,
Другой праздник свет Никола,
Свет Егорий е шелковой травой,
Свет Никола с засевочком,
С засевочком с овсяненьким».
«Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Будем радить раду добрую:
Кому у нас, братцы, запахивать,
Запахивать и засевать?»
- «Запахивать пану Ивану,
Засевать его брату!»
***
И не шум шумит, и не гром гремит,-
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебнички,
Это не волочебнички - разбойнички.
«Хозяинушка ты наш батюшка!
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь?
Подари ты нас, волочебников!
Наши дары не велики, малы -
Пару яиц да и рюмку вина,
Рюмку вина да кусок пирога!
Не хочешь дарить пойдем ты с нам,
Кий волочить, людей смешить!
Хозяинушка наш батюшка!
Что у твоем дворе случилося?
Зажги огонь, сходи ты на двор.
На твоем дворе три радости:
Перва радость - коровка телилася,
Друга радость - овечка ягнилася,
Третья радость кобыла жеребилася.
Корова телила телочку,
Овечка ягнила ярочку.
Все ярочки по парочке,
Твоим дочкам на приданочки.
Кобыла жеребила коника,
Коника всё вороника!
Сходи в гумно, там три праздника:
Первый праздник - Христов день,
Второй праздник - Егоров день,
А третий праздник - Илья-пророк
Он межи сжинал, стоги ставил»,
Христос воскрес на весь свет!
Волочебникам (тут ещё волочебные песни) выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок,
Нам не дали сала - коровушка пала.
Наконец, из числа пасхальных развлечений деревенского народа нельзя также не указать на обязательное приглашение в гости кумовьёв и сватов. В этом отношении пасха имеет много общего с масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами. Но на пасху приглашают даже будущих сватов, то есть родня обручённых жениха и невесты приглашает друг друга в гости, причём, как и на масленицу, во время обеда и всякой трапезы жениха с невестой садят рядом в красном углу и вообще делают центром общего внимания. Обычай требует при этом, чтобы жених ухаживал за невестой, но так как ухаживание это носит, так сказать, ритуальный характер, то естественно, что в нем много натянутости и чего-то деланного, почти фальшивого:
жених называет невесту обязательно на «вы», по имени-отчеству или просто «наречённая моя невеста», сгребает руками сласти с тарелки и потчует ими девицу, а после обеда катается с нею по селу, причём опять-таки обычай требует, чтобы наречённые жених и невеста непременно катались, обнявшись за талию: он её, а она его.
В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывали в землю кости телёнка, освященного на Пасху в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града.
"Как встречают Пасху в Перми. Там Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день по утру часов в 8 или 9 утра разговляются пельменями. Со второго дня начинают работать. В церковь ходят не многие."- Русский народ его обычаи, обряды, преданья, суеверия и поэзия. Собр. Забылиным. Москва 1880.
Комментариев нет :
Отправить комментарий