Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Кузьма и Демьян. Летние кузьминки. 14 июля.


В огороде гряды полют, вырывают корневые овощи.
Снятие первых овощей.
Огород — бабий доход.
Без ухода нет обихода.
Этот день в народе называли летними кузьминками, потому что святых Кузьму и Демьяна
еще и 14 ноября вспоминали, считая тот праздник кузьминками зимними или курьими именинами. Но рассказ о зимних кузьминках впереди, а пока лето в разгаре — пора сенокосная:

Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли.
На острую косу много сенокосу.
Не косцу трава, а траве косец.

Страдная пора в разгаре, трудиться приходится с утра до позднего вечера не покладая рук.

Вздохни да охни, а свое отбывай.
Работа и мучит, и кормит, и учит.
У кого работа, у того и хлеб.
Без труда нет плода.
Кто рано встает, тому бог подает
Наживать, так раньше вставать.
Много захочешь — пораньше с постели вскочишь.
Доход не бывает без хлопот.
Где работно там и густо, а в ленивом дому пусто.


На Кузьму и Демьяна женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник — летние кузьминки. Это чисто женский праздник с хождением в гости, обязательной растительной пищей, которую готовили и собирали вскладчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями.


Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем.
Без труда и отдых не сладок.
Кончил дело — гуляй смело.
Жить в соседах, быть в беседах.
Праздник придет — гостей приведет.
Где песня льется там легче живется.
Не купи двора, купи соседа.
Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет.
За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть, поплясать — лучше нас не сыскать.
 
На Кузьму и Демьяна продолжался сбор малины и крыжовника, из которых варили варенье, делали компоты. Крыжовник, кстати, использовали и при приготовлении вторых блюд: с ним, например, тушили цыплят.В огороде гряды полют, вырывают корневые овощи.
Снятие первых овощей.Собирают красильные растения.

На белорусском Полесье этот день называли «Кузьма-сякач» и избегали работать на поле и огороде, чтобы святой не «посёк» всё градом. Не работали и в кузнях – считали Кузьму покровителем кузнецов. 



Жила-была бабушка Ненила,
Каждый праздник гулять она ходила.
После праздничков за ум она взялась;
С понедельника работать принялась:
На три денюжки куделюшки купила,
На алтынец веретенец подхватила,
В коробуху веретенцы заперла. —
Ты лежи, моя куделя, всю неделю.
В понедельничек с похмелья мне лежать,
А во вторничек-от с угару отдыхать,
Всее середу не хочется приняться,
А в четверг не успеешь разломаться,
Придет пятница — легкий бы денек,—
Да нет времюшки: пора мне в кабачок,
А суббота: канун праздника — грешно,
По писанию — работать не должно.
Так и бродишь всю неделю, как во сне.
Ох, охо-хо да охти мне!
Как не праздничек Христов,
Не спастись бы от грехов.
***
На улице срамота —
Жена мужа продала,
Да не дорого взяла:
Копейку, полушку,
Да к ней колотушку:
Не умеет работать —
Лошаденку запрягать,
Не умеет за стол сесть,
Не умеет каши есть.
Плетет он лапти, кошели
Вьет оборы тяжелы —
Как оборвались, так вяжи.
***
Я мала была — горя не было,
Вырастать стала — горе прибыло:
Как замуж вышла я за старого,
Я за старого, за ревнивого.
Он ложится спать не по-людскому,
Не по-людскому, по-дурацкому,
По-дурацкому. — ко мне спиной.
Промежу-то нас — змея лютая,
В головах у нас — что сугроб снегу.
Ты взойди-взойди, туча грозная,
Убей ты, убей змею лютую!
Воссияй, воссияй, солнце красное.
Разогрей-разогрей тот сугроб снегу!
***
Молодка, молодка молодая,
Солдатка, солдатка полковая,
Уж полно по улице ходити.
Ах, полно по миленьким тужити!
Такого дружка не нажити —
Чтоб ростом, дородством, красотою,
Всею молодецкою поступкой!
Вечор-то я с милым побранилась,
Вечор с дорогим посчиталась,
Побранка была не большая;
Не знаю, как с другом помириться.
Самой покориться — не годится.
Людей засылати мне — некстати...
Дождуся я, млада, темной ночи.
Что темныя ноченьки осенней.
Сама я к милому побываю,
В глаза дорогому попеняю- .
«Ах.любчик мой, миленький голубчик.
Не слушай, друг, разума чужого.
Чужих, моя радость, наговоров.
Люди то смущают — разлучают,
Людям-то завидно, что советно».
***
Кума к кумушке ходила,—так, так!
Да кума кумушку любила,—так, так!
«Ты поешь, кума, покушай,— так, так!
Да про мое житье послушай,— так, так!
Да я еще живу, горюшка,— так, так!
Да по три утра муку сею,— так, так!
Да на четверто высеваю,— так, так!
Да на раствор-от идет мера,—так, так!
Да на замес идет три меры,—так, так!
Да полтора-то пуда соли,—так, так!
Да не слыхала, как катала,— так, так!
Да жеребьюшку закатала,— так, так!
Да стала в печку садить,— так, так!
Да три лопаты изломала,— так, так!
Да на четверту посадила,— так, так!
Да печи устье закрывала,— так, так!
Да жеребыошечка заржала,— так, так!
Да я к суседу побежала,— так, так!
Да от суседа прибежала,— так, так!
Да устье печи открывала,— так, так!
Да жеребьюшку выкатала,— так, так!
Да все притлело, пригорело,— так, так!
Да ни хвоста нету, ни гривы,— так, так!
Да ни копыт нету, ни щеток,— так, так!»

Православная церковь отмечает день памяти двух бессребреников — братьев Космы и Дамиана, которые жили в Риме при царе Карине. Будучи искусными врачами, братья исцеляли больных людей и скот, не требуя вознаграждения за свои труды, помогали нуждающимся и своими поступками обратили многих в христианскую веру. За свои дела Косма и Дамиан получили прозвище «безмездные (то есть бескорыстные) врачи». Однако нашлись недоброжелатели, которые оклеветали братьев; бессребреники были безжалостно убиты.

Комментариев нет :

Отправить комментарий