Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Никола весенний. 22 мая.

Никола весенний, Микола вешний, травный, тёплый. На Руси праздник Николы весеннего был введен в 11 веке. 22 мая произошел перенос мощей Святителя и Чудотворца Николая из города Мир Ликийских в итальянский Бар, где они хранятся по сей день. По свидетельству Нестора-летописца, первый храм на Руси в честь святителя Николая Чудотворца — это церковь в Киеве, поставленная в IX веке на могиле убитого князя Аскольда.

Важнейшая аграрная дата.

Два Николы: один травный, другой морозный (19 декабря); один с травой, другой с зимой.
Пришел бы Никола, а тепло будет.

Считалось, что с днем Николая «тепло на землю спустилось». Но купаться
в этот день была нельзя, особенно детям, потому как было поверие:  «ибо от мужа верба вырастет». Это означало, что вода еще холодная и искупавшись можно простудиться и умереть и на могиле будет установят ивовый крест.

До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи.

От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то по Семен день (14 сентября).
С Николина дня травы начинают уже хорошо расти, и с этого дня в северных губерниях начинают средний посев яровых хлебов.
Средний посев ярового — с Николы (Воронежская губ.).
После Николы в неделю — красный сев, само время сеять жито: тепло пойдет, больше стужи не будет (Пинежье).
Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой.
Велика милость божья, коли в Николин день дождик польет.

Батюшка Никола!
Давай дождя большого!
На нашу рожь,
На бабий лен Поливай ведром!
(Ярославская губ.)

Овес уже должен быть отсеян. Овес Микольский — ни хозяйский, ни конский (то есть посеян поздно, и толку от него не будет). О предстоящем урожае овса судят по поведению лягушек в Николин день: если на Николу заквакают лягушки — хорош будет овес.

В Николу лягушка квачет — овес скачет.  До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.
Ольха зацвела — сей гречиху.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Гречневая каша не приедчива.
Гречневая каша сама себя хвалит.
В Нижегородском крае с Николы сажают картофель.
До вешнего Николы не должно конопель мочить в воде.
До вешнего Николы не следует купаться.
Накануне Николы трутся в первый раз коропы (сазаны).
Одно из самых главных событий Николина дня — выгон лошадей в поле.
Никола вешний — праздник конюхов.
В Николин день выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.
Святой Юрий запасает (начинает пасти, обновляет паству) коров, Никола — коней.
Никола весенний лошадь откормит, осенний — на двор загонит.

В России даже далекие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. 


Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели. 


Взрослое население «считает Николу вешнего покровителем лошадей и заказывает в этот день молебны с водосвятием, чтобы св. Никола уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье».В давние времена в этот день хозяева выводили своих лошадей в поле на первую пашу. А на главных площадях в селах в этот праздничный день священники служили молебны, затем кропили лошадей святой водой. После чего, всадники садились верхом на коней и ездили по полю, говоря «чтобы нечистая сила коней не мучила». 
Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле.
«День Николы вешнего считается мужским праздником, так как в этот день парни в первый раз едут в ночное и на лугах, при свете костров, справляют свой нехитрый пир: привозится водка, закуска, жарится неизменная яичница, а после заката солнца являются и девки. Надзора со стороны старших в этот день не полагается, и молодежь на полной свободе водит хороводы, поет песни и пляшет до утренней зари».

Уж ты верба, вербушка,
Золотая вербушка!
Не расти, верба, во ржи,
Расти к полю на межи!
Вербу ветер не берет,
Соловей гнезда не вьет.
Как бы кустушек не мил —
Соловей гнезда не вил.
Соловей-то — Ванюшка,
Кинарейка — Марьюшка.
Походи-ка, погуляй,
Хороводы набирай!
---
Супротив наших ворот
Разыграю хоровод,
Супротив батюшкиных.
Батюшка ко двору зовет,
Родненький ко двору зовет.
Я нейду, нейду ко двору,
Я не слухаю батюшки И не боюся матушки. —
Государь мой батюшка,
Ты сострой мне горницу
Со стеклом да на улицу,
Со другим на синё море,
С третьим на чисто поле.
---
Разметем лужок
Да заведем кружок.
Ой, люли, люли,
Да заведем кружок! (*Припев повторяется после каждых двух строх.)
Что кружком, кружком
Да крутым бережком,
Крутым бережком
Да со милым дружком,
Да со Иванушком!
Я-то украдуся
Да наиграюся,
Уворуюся
Да набалуюся!
Научи меня, милой,
Да как домой прийти?
«Как по улице —
Да серой утицей,
В подворотенку —
Да горносталечком,
Вдоль по сеничкам —
Да лённым семечком,
Ко кроваточке —
Да красной девицей!»
---
Прилетел орел,
Прилетел сизой,
Сел на ворота,
Сам стрехнулся,
Сам сворохнулся,
Сам взворковал: «
Ты ли Машенька,
Ты ли Степановна,
Не ходи-ка боса —
На дворе роса
Студеная, холодная.
Все Андреюшку,
Все Яковличу,
Ему будет жаль, жаль
Купить чеботочки —
Вострые носочки,
Гарус поясочки
С ленточками,
С позументичками,
Чтобы ленточки шумели,
Позументички гремели,
На нее люди глядели».
---
Вдоль по улице Ванюша,
Вдоль по улице удала голова,
Вот и люли, люли, вдоль по улице удала голова.
Повстречался милый, «здравствуй» не сказал,
Верно, милый осердился на меня,
Вот и люли, люли, верно, милый осердился на меня.
Верно, милый, есть другая у тебя,
Что которая получше меня.
Посмотрите, добры люди, на меня,
Вот и люли, люли, посмотрите, добры люди, на меня.
Я белым лицом белешенька,
Со очей-глаз веселешенька,
Подойду к дружку смелешенько,
Поклонюсь ему низешенько,
Вот и люли, люли, поклонюсь ему низешенько.
Маша, девушка, со всеми говорю,
Раскрасавица, словами всех дарю.
Вот и люли, люли, раскрасавица, словами всех дарю.
Лучше с милым в лес по ягоды пойду,
В темном лесе нааукаюсь.
Ты ay, ay, мой миленький,
Ты подай-ка свой знакомый голосок
Через темненький, дремученький лесок.
Во лесу была проталинка,
Во проталинке зелененький лужок,
Становились красны девушки в кружок,
Вот и люли, люли, становились красны девушки в кружок.
Вокруг девушек молодцы вьются,
Они вьются, увиваются,
Сиротинкой называются,
Вот и люли, люли, сиротинкой называются.
Кто бы, кто бы сиротинушку пригрел,
Кто бы, кто бы ночевать меня пустил,
Вот и люли, люли» ночевать меня пустил.
Одна девушка промолвила,
К сиротинушке подвернулася,
Вот и люли, л юли, к сиротинушке подвернулася.
Я ли, я ли сиротинушку люблю,
Я ли, я ли ночевать его пущу,
Вот и люли, люли, я ли, я ли ночевать его пущу.
---
На поповом на лугу
Потерял мужик дугу —
Дугу точеную.
Позолоченную...
Что ребята-то пищат,
Не дугу-то ли тащат?
Посмотрюсь в решето —
Целоваться хорошо
Посмотрюсь я в сито —
Целоваться сыто!
Ну какая это мать,
Со вечера кладет спать!
Ну какой же теперь сон —
Мил с тальяночкой прошел!
Прощай, квашня,
Я гулять пошла.
Что ты, что ты, Степанида,
Ай с ума сошла?
Купи, тятенька, калоши,
Я годок потопаю.
Я ли, я ли тебе, тятя,
Я ли не работаю?
Купи, батюшка, платок,
На затылочке цветок:
Теперь мода на платки,
На затылочке цветки.
Попросила я у батюшки
Шелкового платка,
Посулил родимый батюшка
Ременного кнута.
Я отчаянна головушка,
Собой не дорожу:
Тятя голову отрубит —
Я корчагу привяжу.

Городи городьбу после Николина дня (околицу).

   С Николина дня «заказываются» луга, что обыкновенно делается посредством древесных прутьев и веток, которые втыкаются в землю на межах, — признак, что пасти скот на этих лугах возбраняется.

   «Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец, праздников наших не почитал и завсегда заставлял мужиков работать. Приходит к нему однажды староста и говорит; «Завтра у нас праздник, работать нельзя».— «Какой там праздник выдумал?» — «Да святого Николы, батюшка!» — «А где он? Покажь мне его!» Староста принес образ. «Ну, это доска! — говорит немец.— Мне она ничего не сделает, и сам буду работать, и вы не ленитесь». 
    Вот мужики и придумали сыграть с немцем шутку; опять приходит к нему староста: «У нас, батюшка, завтра праздник».—«Какой праздник?» — «Да преподобного шерстня».— «А где он? Покажь!» Староста привел его к старому дуплу, где шерстни водились: «Вот он!» Немец стал заглядывать в щели, а шерстни так и гудят. «Ишь.— говорит немец,—как песни-то распевает! Али водочки хлебнул? Ну, да я его не боюсь, все-таки прикажу работать». Пока немец рассуждал, шерстни вылетели и давай его жалить. «Ай-ай!—закричал он во всю мочь.— Право слово — не велю работать, и сам не стану; пускай мужики хоть всю неделю гуляют».



Комментариев нет :

Отправить комментарий