Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Ирина (Арина)-рассадница. 18 мая.


На Ирину худая трава из поля вон (выжигают в полях траву).

В день Арины высаживают на огороде капустную рассаду:

 «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не
будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!»


Я колышку тешу,
Я огород горожу,
Я капусту сажу,
Сажу беленькую,
Развеселенькую.
Ты родись, моя капуста,
И бела, и вила,
И со тыном равна...
(Тульская губ.)

Посадивши первый кочан, покрывают его большим горшком, а горшок — белой скатертью, для того чтобы были большие, тугие и белые вилки. При пересадке рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту не выклевывали (Тамбовская губ.).
По традиции сажанием овощей занимались исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода». В Новгородчине с Ирины начинали садить огурцы.



Без капусты щи не густы.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Где щи, тут и нас ищи.
Щи да каша — кормилицы наши.
Премудрость во щах, вся сила в капусте.
Щей поел— словно шубу надел.
Для чего огород городить, коли капусты не садить?

Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали крапиву и говорили: «Крапиву — чертям, а капусту — нам!»
«Посадке капусты вообще придают особое значение, и даже там, где уже отстали от старых обычаев, при посадке этого любимого овоща, играющего столь значительную роль и занимающего на крестьянском столе такое видное место во всей матушке России, один кочешок покрывают горшком и присаживают к нему туда же одну луковку. Самый горшок обвивают венком, принесенным из церкви на Троицын день и сберегаемым около образов до времени посадки капусты». А при высаживании рассады приговаривали: «Не будь голенаста, а будь пузата; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика». И если верить утверждениям современных ученых, которые считают, что растения способны «слышать» и даже улавливать настроение человека, то, вполне возможно, эти нехитрые слова, от души сказанные, действительно помогали. Впрочем, у русского народа существует много приговоров, наговоров и заговоров на все случаи жизни.
   Ещё древние римляне пользовали капусту не только в пищу, но и как лекарственное растение. Чего только не лечит белокочанная Brassica: начиная с кашля и заканчивая опухолями. Удивительно, что в диком виде она не растёт, нигде не встречается. Как появилась, откуда взялась в огороде — неизвестно. 




«Капусткой» называется один из самых широко распространенных видов хоровода. Архангельской губернии он существовал в таком виде: «Парень заводит песню и по очереди образует цепь из играющих, беря за руку то одного, то другого и т. д.
Пошли наши гусли,
Пошли звончатые.
Тут гусельцы наши
За рученьку брали
Да за белу имали,
За ручку за праву,
За златен за перстень:
Он ведь ходит по двору,
Секёт траву лебеду,
Он рвет и секет,
В белый фартучек кладет,
Приговор говорит,
Приговаривает:
Кого я люблю,
Того и возьму.

Песню поют хором по числу играющих. Когда соберутся все в цепь, начинают завиваться в клубок:


Уж мы вьем, вьем капустку,
Завиваем золотой кочешок,
Завиваем, приговариваем:
Кого я люблю, того я возьму,
Кого не люблю, того не возьму.

Затем играющие начинают расплетаться под песню:


Что у малых, малых деточек
Молодая была мачеха лиха,
Выводила малых деточек
Вон с городища, да вон с зеленого.

Песня поется, пока все не расплетутся».


«Капустка» из Курской губернии: 
«Играющие становятся несомкнутой цепью и проходят через ворота, образованные двумя рядом стоящими в конце цепи. Во время игры поют:


Вейся, вейся, капустка,
Завивайся, милая.
Ужо ли, ужо ли завилася?
Я тебя прождалася
У попа на огороде,
У гречишной соломы.

Когда все пройдут и образуют цепь узлов, держа друг друга за руки, двое, составляющие ворота, начинают снимать кочаны (шапки, платки) с игроков. Владельцы головных уборов бегают за ними, стараясь отнять снятое».


Вейся, вейся, капустка, 
Завивайся, белая. 
Да как капустке не виться, 
Серой-белой не ломиться! 
Вечерняя капустка, 
Вечерняя белая,— 
Дождик льет-поливает, 
Серу, белую ломает, 
Каравод набирает.
(Новгородская губ.)
***
У Димитрия капуста 
Да у Яковлевича белая. 
На нее частый дождик 
Ливно льет, поливает 
И белую-зеленую ломает.
А он в хороводе гуляет, 
Хоровод набирает.
(Новгородская губ.)
***
Ах, капустка, рассадка моя! 
Только милому досадка одна. 
Ах, капустка легко стелется! 
Двое ходят — третий сердится. 
Ах, капустка — вилой кочешок! 
У меня милой хорош женишок!
(Вологодская губ.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий